Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Материалы по профориентации

Психологическая служба

«Профессии, которые выбирают наши дети»

Человек формируется не с

помощью услышанного и сказанного,

а трудом и деятельностью.

А. Эйнштейн

Как помочь своему ребенку в выборе профессии      

(Памятка для родителей)           

             Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:

 -         Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

-         Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?

 -        Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?

 -        Кем  хочет стать Ваш ребенок?

 -   Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?

 -  Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?

 -    Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?

 Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

 Выбирая профессию важно:

  1.  Определить способности и возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе.
  2. Получить информацию об интересующих профессиях.
  3. Узнать, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  4. Выяснить возможности трудоустройства.

 Предлагаем Вам  информацию по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса "Кем стать?"  

 1 этап. Принятие решения о выборе профессии.

 

      Важнейшая задача этого этапа - помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

 «Типичные ошибки ребёнка и семьи при выборе профессии».

  • ориентация семьи ребёнка сразу на профессию высшей квалификации (дипломат, директор, управляющий банка и т.д.)
  • пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни;
  • отсутствие у ребёнка своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей;
  • увлечение только внешней или какой – либо одной стороной профессии;
  • перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом;
  • выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями;
  • отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
  • выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка;
  • завышенная или заниженная самооценка собственных личностных качеств, которая способствует неадекватности в выборе той или иной профессии.

 2 этап. Выбор учебного заведения.

            После серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг - знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

 3 этап. Поступление в учебное заведение.

      Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов - экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, необходимо скорректировать планы?

 Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

 

Сохранение работоспособности в период подготовки к экзаменам

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

 

В поиске профессии родители - самые надежные и верные помощники!

            Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

     Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

 Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессии в течение жизни. Некоторые люди на всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

 И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности,- это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.    

Разделы сайта