Социальный проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить», направленный на профилактику детских девиаций
Авторы проекта
Саливончик Валентина Ивановна, педагог-психолог
Шокало Елена Владимировна, педагог социальный
Бороться нужно не против плохого, а за хорошее,
то есть за человека, каким он должен быть
в настоящем и будущем»
(народная мудрость)
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день общество находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Кризис в экономике, падение жизненного уровня народа, изменение нравственного и правового сознания людей приводит к росту поступков, идущих в разрез с принятыми в обществе нормами и правилами.
Человек стремится убежать от сложностей жизненных реалий, используя для этого алкоголь, азартные игры, наркотики, следствием чего является девиантное поведение. Причем такое поведение становится устойчивым способом существования и вызывает неодобрение общественного мнения.
Девиантное поведение – система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, самоубийство, бродяжничество, побеги из дома, вандализм.
«Девиантом» может быть любой человек независимо от пола и возраста, поэтому профилактика отклоняющегося от норм и правил поведения требует особого внимания.
Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации, то есть практически на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом возрасте – в возрасте активной индивидуализации личности, когда основными агентами социализации являются семья, друзья, институт образования и социальное окружение.
Необходимость разработки данного проекта обусловлена тем, что одной из актуальных и высоко социально значимых проблем нашего времени, в центре внимания которой находится личность ребенка, формирующаяся в социальной среде, является рост числа детей с девиантным поведением и вопрос профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Условиями успешной профилактической работы являются её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.
Таким образом, проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» направлен на организацию совместной деятельности учреждения образования, родителей обучающихся и ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения подростков в решении ряда воспитательных и социальных проблем, ставших особенно актуальными в наше время.
Надеемся, что данный проект деятельности поможет оптимизировать работу социально-психологической и педагогической службы школы, классных руководителей и будет являться практической мерой по обеспечению эффективности профилактической работы в школе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
- создание в школе условий, направленных на профилактику девиантного и асоциального поведения у детей и подростков;
- своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся школы.
Задачи:
- формирование у несовершеннолетних мотивации на эффективное социально – психологическое и физическое развитие;
- формирование знаний и навыков в области противодействия различным видам девиантного поведения у детей и подростков;
- формирование у обучающихся осознания последствий девиантного поведения;
- изучение личности подростка, своевременное выявление «девиантов»;
- оказание своевременной психолого-педагогической поддержки ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
Исполнители проекта:
- администрация школы;
- специалисты СППС (педагог-психолог; педагог социальный);
- педагог-организатор;
- библиотекарь;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- руководители объединений по интересам и спортивных секций;
- родители учащихся;
- заинтересованные лица.
Куратор проекта:
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе Миронюк Нина Николаевна
Участники проекта:
- учащиеся Каленковичской базовой школы Каменецкого района (минимальный возраст участников проекта – 7 лет, максимальный – 15 лет).
Срок реализации данного проекта:
- данный проект рассчитан на 1 год (реализовывался в 2018/2019 учебном году). Профилактическая работа с учащимися является процессом сложным и продолжительным во времени, поэтому, корректируя по необходимости, данный проект можно реализовывать ежегодно, поэтому работа по данному проекту продолжается.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций, уровня правовых знаний, уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения у участников проекта;
- увеличение числа детей и подростков, ориентированных на полезные привычки, здоровый образ жизни;
- рост заинтересованности родителей в формировании социальной активности, открытости, позитивной направленности на окружающих, более высоких стандартов поведения у детей и подростков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В системе воздействий на отклоняющее поведение можно выделить два направления:
- психопрофилактика (комплекс мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения);
- коррекция, реабилитация (подразумевает социально – психологическое и медицинское (при необходимости) вмешательство в личное пространство для стимуляции позитивных изменений).
Целенаправленное организуемое с четким определением форм и методов воспитания воздействие является лучшей профилактикой девиантного поведения.
Проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» включает в себя различные формы и методы психопрофилактической работы и призван помочь формированию позитивных жизненных установок, духовно - нравственных ценностей у детей и подростков.
По количеству участников проект является групповым, а по содержанию – воспитательным.
Реализация проекта осуществляется в три этапа: организационно – подготовительного (разработка проекта; формирование рабочей группы), практического (проведение анкетирования, воспитательных мероприятий) и заключительного (подведение итогов работы, оформление результатов).
Методы и формы деятельности:
- консультация (коллективные и индивидуальные)
- беседы
- презентации (подготовка, просмотр и обсуждение готового продукта).
- общественно-полезный труд, участие в социально-значимых акциях.
- анкетирование учащихся, родителей учащихся
- конкурсы рисунков и плакатов
- обновление информации на интернет – сайте школы
- проведение родительских собраний, лектории для родителей
Основные направления работы по реализации проекта:
- организационно-методическая работа.
- профилактика и просвещение.
- диагностика и консультирование
- взаимодействие с заинтересованными ведомствами
- коррекционно-развивающее.
Все перечисленные составляющие работы взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профилактическая работа.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
На плечах семьи, школы, государства лежит единая задача – социализация растущей личности, оказание помощи детям и подросткам в усвоении социального опыта, норм и правил, установленных как в обществе в целом, так и в отдельных группах. Успешное решение данной задачи возможно при условии эффективного взаимодействия учреждения образования, семьи и организаций различных ведомств, занимающихся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних, то есть от сотрудничества школы с социумом на уровне социального партнёрства.
Социальное партнёрство – это согласованный по направлениям деятельности, целям, времени и месту проведения тип взаимодействия школы, семьи и общественности, нацеленный на решение воспитательных и профилактических задач.
Современная школа является центром социального действия, в котором ведётся ежедневная совместная работа взрослых и детей и обладает необходимым потенциалом, способным объединить для решения вопроса профилактики девиантного поведения детей и подростков не только учителей и учащихся, но и местных жителей, представителей общественных и государственных структур.
Взаимодействие Каленковичской базовой школы Каменецкого района с социумом включает в себя:
- работу с органами местного управления (администрацией Верховичского сельского Совета и ОАО «Савушкина пуща»);
- партнёрство с учреждениями социальной сферы - взаимодействие с учреждениями здравоохранения (Каленковичским фельдшерско – акушерским пунктом, Верховичской амбулаторией), учреждениями культуры (Каленковичским сельским Домом культуры и библиотекой);
- работа с инспекцией по делам несовершеннолетних Каменецкого РОВД, сотрудниками ГАИ и Каленковичского пожарного аварийно – спасательного пункта.
Данное сотрудничество направлено на приобщение подрастающего поколения к общепринятым ценностям, нормам и правилам общечеловеческой культуры.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта проделана определённая работа в 2018/2019 учебном году и имеются следующие результаты:
- на основе педагогических наблюдений классных руководителейпрослеживается позитивная динамика уровня воспитанности учащихся школы. Это обусловлено стремлением к организации творческой деятельности, проявлением активной общественной позиции.
Мониторинг уровня воспитанности позволил оценить эффективность форм и способов воздействия в развитии позитивных и предупреждению негативных процессов в ходе формирования личности обучающихся школы.
Вывод: воспитательная работа по формированию у учащихся высоконравственных принципов порядочности, потребности к здоровому образу жизни даёт положительные результаты.
- по результатам проведенного анкетирования родителей на предмет их удовлетворённости воспитательным процессом можно сделать следующий вывод: образовательную деятельность учреждения образования 75 % родителей оценивают положительно, а взаимодействие школы и семьи в формировании у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, по мнению родителей, эффективное и плодотворное.
- Учащихся, состоящих на учете в ИДН, нет. По результатам мониторинга не выявлено учащихся, склонных к употреблению алкоголя и табакозависимых.
- Внеурочная деятельность охватывает все направления воспитательной работы. Прослеживается достаточно высокая личная активность учащихся в работе кружков – все 100 % учащихся заняты в кружках и объединениях по интересам.
- Наблюдается позитивная динамика в процессе формирование дисциплины и ответственного отношения к труду – учреждение образования «Каленковичская базовая школа» Каменецкого района отмечено Дипломом 3 степени за благоустройство школьной территории.
- У учащихся в полной мере привиты навыки здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом являются приоритетным направлением работы школы, особенно в 6 школьный день, о чём свидетельствует результативность участия в районных спортивных мероприятиях.
- По результатам психосоциального анкетирования несовершеннолетних, учащихся, предрасположенных к формированию химической зависимости, не выявлено.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОЕКТА
№
п/п
|
Содержание
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
|
№
п/п
|
Содержание
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
|
|
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
|
- 1
|
Разработка и утверждение проекта по профилактике детских девиаций. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
|
август
2018 г
|
педагог-психолог
|
-
|
Совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определению их роли в реализации проекта и планирование деятельности
|
до 5 сентября
2018 г.
|
администрация школы,
педагог-психолог
|
-
|
Разработка рекомендаций
классным руководителям, учителям- предметникам по реализации проекта
|
август
2018 г.
|
педагог-психолог
|
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
|
|
Информационно-просветительская работа:
оформление стенда – «Школа – территория здоровья»;
выпуск и распространение памяток, буклетов по пропаганде ЗОЖ - «Нет табачному дыму!», «Антитабачный словарик», «Личность и алкоголь»
|
в течение учебного года
|
СППС
|
2.
|
Проведение психологической акции «День позитива»
|
сентябрь
|
педагог-психолог
|
|
Семинар-практикум для учителей «Организация работы по профилактике девиантного поведения с несовершеннолетними»
|
октябрь,
2018 г.
|
педагог-психолог
|
-
|
Психосоциальное анкетирование, выявление «группы риска». Создание банка данных о выявленных подростках «группы риска»
|
октябрь,
2018 г.
|
педагог-психолог
|
-
|
Проведение Недели правовых знаний
|
ноябрь
|
социальный педагог
|
-
|
Анкетирование обучающихся 7-9 классов «Изучение уровня информированности о вредных привычках»
|
декабрь
2018 г.
|
педагог-психолог
|
-
|
Акция «Красная лента»
|
декабрь, 2018
|
педагог - организатор
|
-
|
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждении культуры
|
сентябрь
2018 г.,
январь
2019 г.
|
руководители кружков, классные руководители
|
-
|
Участие в школьной и районной спартакиаде учащихся согласно плану
|
в течение учебного года
|
учитель физической культуры
|
-
|
Проведение Недели профориентации
|
январь, 2018 г
|
педагог-психолог
|
-
|
Проведение цикла тематических классных часов:
(1-4 классы)
«Школа безопасности»
«Правила движения уважай с рождения»
«Наша жизнь – ценность»
«Ребятам о здоровом образе жизни»
(5-9 классы)
«Не ломай свою судьбу»
«Компьютер – враг или друг»
«Учимся строить отношения»
«Курить не модно – дыши свободно!»
«Ответственность и безответственность – что скрывается за этими словами?»
|
в течение учебного года
|
классные руководители, педагог-психолог
|
-
|
Проведение цикла групповых занятий с несовершеннолетними по жизнеутверждающей тематике:
«Жизнь прожить - не поле перейти»
«Территория НЕзависимости»
«Солнце спрятано в каждом»,
“Путешествие в страну здоровья”,
«А ты себя любишь?»
|
в течение учебного года
|
педагог-психолог
|
-
|
Оформление выставок рисунков и плакатов на тему «В городе вредных привычек»; «Секреты здоровья».
|
в течение учебного года
|
педагог –организатор, классные руководители
|
-
|
Психологическая поддержка учащихся:
«Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»,
«Трудности переходного возраста», «Профориентация»,
«Помощь выпускникам школы в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов»
|
в течение учебного года
|
педагог-психолог
|
-
|
Консультирование родителей по вопросам профилактики вредных привычек среди детей и подростков; школьной дезадаптации; коммуникативной девиации и т.п.
|
в течение учебного года
|
классные руководители,
СППС
|
-
|
Организация работы с детьми и подростками в каникулярный период; вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность
|
в течение учебного года
|
классные руководители,
СППС
|
-
|
Осуществление взаимодействия с ИДН, УЗ, МЧС:
- акции "В центре внимания дети",
- Недели безопасного дорожного движения;
- встречи с фельдшером Каленковичского ФАПа, врачом Верховичской амбулатории
|
в течение учебного года
|
администрация школы,
СППС,
классные руководители
|
-
|
Организация для педагогов и классных руководителей цикла семинаров по теме «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних»
|
1 раз в четверть
|
педагог-психолог
|
-
|
Выступление перед родителями на общешкольных родительских собраниях (цикл лекториев, бесед о профилактике девиаций: «Безопасный Интернет», «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних» и т.п.)
|
ежеквартально
|
администрация школы,
педагог-психолог
|
3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
|
|
Выработка рекомендаций для преподавателей по работе с учащимися, склонными к девиантному поведению
|
май, 2019 г.
|
педагог-психолог
|
|
Разработка памяток, буклетов для родителей по профилактике девиантного поведения у детей и подростков
|
май, 2019
|
педагог-психолог
|