Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Социальный проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»

Социальный проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить», направленный на профилактику детских девиаций

Авторы проекта

Саливончик Валентина Ивановна, педагог-психолог

Шокало Елена Владимировна, педагог социальный

Бороться нужно не против плохого, а за хорошее,

то есть за человека, каким он должен быть

в настоящем и будущем»

(народная мудрость)

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день общество находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Кризис в экономике, падение жизненного уровня народа, изменение нравственного и правового сознания людей приводит к росту поступков, идущих в разрез с принятыми в обществе нормами и правилами.

Человек стремится убежать от сложностей жизненных реалий, используя для этого алкоголь, азартные игры, наркотики, следствием чего является девиантное поведение. Причем такое поведение становится устойчивым способом существования и вызывает неодобрение общественного мнения.

Девиантное поведение – система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, самоубийство, бродяжничество, побеги из дома, вандализм.

«Девиантом» может быть любой человек независимо от пола и возраста, поэтому профилактика отклоняющегося от норм и правил поведения требует особого внимания.

Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации, то есть практически на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом возрасте – в возрасте активной индивидуализации личности, когда основными агентами социализации являются семья, друзья, институт образования и социальное окружение.

Необходимость разработки данного проекта обусловлена тем, что одной из актуальных и высоко социально значимых проблем нашего времени, в центре внимания которой находится личность ребенка, формирующаяся в социальной среде, является рост числа детей с девиантным поведением и вопрос профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Условиями успешной профилактической работы являются её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.

Таким образом, проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» направлен на организацию совместной деятельности учреждения образования, родителей обучающихся и ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения подростков в решении ряда воспитательных и социальных проблем, ставших особенно актуальными в наше время.

Надеемся, что данный проект деятельности поможет оптимизировать работу социально-психологической и педагогической службы школы, классных руководителей и будет являться практической мерой по обеспечению эффективности профилактической работы в школе. 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 

Цель проекта:

- создание в школе условий, направленных на профилактику девиантного и асоциального поведения у детей и подростков;

- своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся школы.

Задачи:

- формирование у несовершеннолетних мотивации на эффективное социально – психологическое и физическое развитие;

- формирование знаний и навыков в области противодействия различным видам девиантного поведения у детей и подростков;

- формирование у обучающихся осознания последствий девиантного поведения;

- изучение личности подростка, своевременное выявление «девиантов»;

- оказание своевременной психолого-педагогической поддержки ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;

Исполнители проекта:

- администрация школы;

- специалисты СППС (педагог-психолог; педагог социальный);

- педагог-организатор;

- библиотекарь;

- классные руководители;

- учителя-предметники;

- руководители объединений по интересам и спортивных секций;

- родители учащихся;

- заинтересованные лица.

Куратор проекта:

- заместитель директора по учебно-воспитательной работе Миронюк Нина Николаевна

Участники проекта:

- учащиеся Каленковичской базовой школы Каменецкого района (минимальный возраст участников проекта – 7 лет, максимальный – 15 лет).

Срок реализации данного проекта:

- данный проект рассчитан на 1 год (реализовывался в 2018/2019 учебном году). Профилактическая работа с учащимися является процессом сложным и продолжительным во времени, поэтому, корректируя по необходимости, данный проект можно реализовывать ежегодно, поэтому работа по данному проекту продолжается.

Ожидаемые результаты проекта:

- повышение уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций, уровня правовых знаний, уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения у участников проекта;

- увеличение числа детей и подростков, ориентированных на полезные привычки, здоровый образ жизни;

- рост заинтересованности родителей в формировании социальной активности, открытости, позитивной направленности на окружающих, более высоких стандартов поведения у детей и подростков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 

В системе воздействий на отклоняющее поведение можно выделить два направления:

- психопрофилактика (комплекс мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения);

- коррекция, реабилитация (подразумевает социально – психологическое и медицинское (при необходимости) вмешательство в личное пространство для стимуляции позитивных изменений).

Целенаправленное организуемое с четким определением форм и методов воспитания воздействие является лучшей профилактикой девиантного поведения.

Проект «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» включает в себя различные формы и методы психопрофилактической работы и призван помочь формированию позитивных жизненных установок, духовно - нравственных ценностей у детей и подростков.

По количеству участников проект является групповым, а по содержанию – воспитательным.

Реализация проекта осуществляется в три этапа: организационно – подготовительного (разработка проекта; формирование рабочей группы), практического (проведение анкетирования, воспитательных мероприятий) и заключительного (подведение итогов работы, оформление результатов).

Методы и формы деятельности:

- консультация (коллективные и индивидуальные)

- беседы

- презентации (подготовка, просмотр и обсуждение готового продукта).

- общественно-полезный труд, участие в социально-значимых акциях.

- анкетирование учащихся, родителей учащихся

- конкурсы рисунков и плакатов

- обновление информации на интернет – сайте школы

- проведение родительских собраний, лектории для родителей

Основные направления работы по реализации проекта:

- организационно-методическая работа.

- профилактика и просвещение.

- диагностика и консультирование

- взаимодействие с заинтересованными ведомствами

- коррекционно-развивающее. 

Все перечисленные составляющие работы взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профилактическая работа. 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО 

На плечах семьи, школы, государства лежит единая задача – социализация растущей личности, оказание помощи детям и подросткам в усвоении социального опыта, норм и правил, установленных как в обществе в целом, так и в отдельных группах. Успешное решение данной задачи возможно при условии эффективного взаимодействия учреждения образования, семьи и организаций различных ведомств, занимающихся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних, то есть от сотрудничества школы с социумом на уровне социального партнёрства.

Социальное партнёрство – это согласованный по направлениям деятельности, целям, времени и месту проведения тип взаимодействия школы, семьи и общественности, нацеленный на решение воспитательных и профилактических задач.

Современная школа является центром социального действия, в котором ведётся ежедневная совместная работа взрослых и детей и обладает необходимым потенциалом, способным объединить для решения вопроса профилактики девиантного поведения детей и подростков не только учителей и учащихся, но и местных жителей, представителей общественных и государственных структур. 

Взаимодействие Каленковичской базовой школы Каменецкого района с социумом включает в себя:

- работу с органами местного управления (администрацией Верховичского сельского Совета и ОАО «Савушкина пуща»);

- партнёрство с учреждениями социальной сферы - взаимодействие с учреждениями здравоохранения (Каленковичским фельдшерско – акушерским пунктом, Верховичской амбулаторией), учреждениями культуры (Каленковичским сельским Домом культуры и библиотекой);

- работа с инспекцией по делам несовершеннолетних Каменецкого РОВД, сотрудниками ГАИ и Каленковичского пожарного аварийно – спасательного пункта.

Данное сотрудничество направлено на приобщение подрастающего поколения к общепринятым ценностям, нормам и правилам общечеловеческой культуры. 

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

В ходе реализации проекта проделана определённая работа в 2018/2019 учебном году и имеются следующие результаты: 

  • на основе педагогических наблюдений классных руководителейпрослеживается позитивная динамика уровня воспитанности учащихся школы. Это обусловлено стремлением к организации творческой деятельности, проявлением активной общественной позиции.

Мониторинг уровня воспитанности позволил оценить эффективность форм и способов воздействия в развитии позитивных и предупреждению негативных процессов в ходе формирования личности обучающихся школы.

Вывод: воспитательная работа по формированию у учащихся высоконравственных принципов порядочности, потребности к здоровому образу жизни даёт положительные результаты. 

  • по результатам проведенного анкетирования родителей на предмет их удовлетворённости воспитательным процессом можно сделать следующий вывод: образовательную деятельность учреждения образования 75 % родителей оценивают положительно, а взаимодействие школы и семьи в формировании у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, по мнению родителей, эффективное и плодотворное.
  • Учащихся, состоящих на учете в ИДН, нет. По результатам мониторинга не выявлено учащихся, склонных к употреблению алкоголя и табакозависимых.
  • Внеурочная деятельность охватывает все направления воспитательной работы. Прослеживается достаточно высокая личная активность учащихся в работе кружков – все 100 % учащихся заняты в кружках и объединениях по интересам.
  • Наблюдается позитивная динамика в процессе формирование дисциплины и ответственного отношения к труду – учреждение образования «Каленковичская базовая школа» Каменецкого района отмечено Дипломом 3 степени за благоустройство школьной территории.
  • У учащихся в полной мере привиты навыки здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом являются приоритетным направлением работы школы, особенно в 6 школьный день, о чём свидетельствует результативность участия в районных спортивных мероприятиях.
  • По результатам психосоциального анкетирования несовершеннолетних, учащихся, предрасположенных к формированию химической зависимости, не выявлено.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОЕКТА

п/п

 

Содержание

Срок проведения

 

Ответственные

п/п

 

Содержание

Срок проведения

 

Ответственные

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. 1

Разработка и утверждение проекта по профилактике детских девиаций. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

август

2018 г

педагог-психолог

  1.  

Совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определению их роли в реализации проекта и планирование деятельности

до 5 сентября

2018 г.

администрация школы,

педагог-психолог

  1.  

Разработка рекомендаций

классным руководителям, учителям- предметникам по реализации проекта

август

2018 г.

педагог-психолог

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Информационно-просветительская работа:

оформление стенда – «Школа – территория здоровья»;

выпуск и распространение памяток, буклетов по пропаганде ЗОЖ - «Нет табачному дыму!», «Антитабачный словарик», «Личность и алкоголь»

в течение учебного года

СППС

2.

Проведение психологической акции «День позитива»

сентябрь

педагог-психолог

Семинар-практикум для учителей «Организация работы по профилактике девиантного поведения с несовершеннолетними»

октябрь,

2018 г.

педагог-психолог

  1.  

Психосоциальное анкетирование, выявление «группы риска». Создание банка данных о выявленных подростках «группы риска»

октябрь,

2018 г.

педагог-психолог

  1.  

Проведение Недели правовых знаний

ноябрь

социальный педагог

  1.  

Анкетирование обучающихся 7-9 классов «Изучение уровня информированности о вредных привычках»

декабрь

2018 г.

педагог-психолог

  1.  

Акция «Красная лента»

декабрь, 2018

педагог - организатор

  1.  

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждении культуры

сентябрь

2018 г.,

январь

2019 г.

руководители кружков, классные руководители

  1.  

Участие в школьной и районной спартакиаде учащихся согласно плану

в течение учебного года

учитель физической культуры

  1.  

Проведение Недели профориентации

январь, 2018 г

педагог-психолог

  1.  

Проведение цикла тематических классных часов:

(1-4 классы)

«Школа безопасности»

«Правила движения уважай с рождения»

«Наша жизнь – ценность»

«Ребятам о здоровом образе жизни»

 

(5-9 классы)

«Не ломай свою судьбу»

«Компьютер – враг или друг»

«Учимся строить отношения»

«Курить не модно – дыши свободно!»

«Ответственность и безответственность – что скрывается за этими словами?»

в течение учебного года

классные руководители, педагог-психолог

  1.  

Проведение цикла групповых занятий с несовершеннолетними по жизнеутверждающей тематике:

«Жизнь прожить - не поле перейти»

«Территория НЕзависимости»

«Солнце спрятано в каждом»,

“Путешествие в страну здоровья”,

«А ты себя любишь?»

в течение учебного года

педагог-психолог

  1.  

Оформление выставок рисунков и плакатов на тему «В городе вредных привычек»; «Секреты здоровья».

в течение учебного года

педагог –организатор, классные руководители

  1.  

Психологическая поддержка учащихся:

«Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»,

«Трудности переходного возраста», «Профориентация»,

«Помощь выпускникам школы в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов»

в течение учебного года

педагог-психолог

  1.  

Консультирование родителей по вопросам профилактики вредных привычек среди детей и подростков; школьной дезадаптации; коммуникативной девиации и т.п.

в течение учебного года

классные руководители,

СППС

  1.  

Организация работы с детьми и подростками в каникулярный период; вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность

в течение учебного года

классные руководители,

СППС

  1.  

Осуществление взаимодействия с ИДН, УЗ, МЧС:

- акции "В центре внимания дети",

- Недели безопасного дорожного движения;

- встречи с фельдшером Каленковичского ФАПа, врачом Верховичской амбулатории

в течение учебного года

администрация школы,

СППС,

классные руководители

  1.  

Организация для педагогов и классных руководителей цикла семинаров по теме «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних»

1 раз в четверть

педагог-психолог

  1.  

Выступление перед родителями на общешкольных родительских собраниях (цикл лекториев, бесед о профилактике девиаций: «Безопасный Интернет», «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних» и т.п.)

ежеквартально

администрация школы,

педагог-психолог

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выработка рекомендаций для преподавателей по работе с учащимися, склонными к девиантному поведению

май, 2019 г.

педагог-психолог

Разработка памяток, буклетов для родителей по профилактике девиантного поведения у детей и подростков

май, 2019

педагог-психолог

 

Разделы сайта